1. Природа управленческих проблем.
Реальная практика управления: неизбежность существования проблем и необходимость принятия решений.
Решения в условиях неполноты информации и неопределенности будущего. Предпосылки эффективного принятия решений.
Определяем качество принимаемых решений. Ограничивающее влияние личностных особенностей и групповых факторов на процесс принятия решений и способы их преодоления.
Дисциплинированное мышление и методики «здравого смысла».
2. Методика «Анализ проблем»
Структура проблемы.
Определение сути проблемы.
Отклонение от стандарта как причина возникновения проблем. Поиск отклонений от стандарта и сбор ключевой информации.
«Что, Где, Когда… и В Какой Степени»: четыре измерения проблемы.
Методика сравнений и выдвижение гипотез.
Определение наиболее вероятной гипотезы как причины проблемы.
Проверка найденной причины на подлинность: внесение изменений в операционный процесс и адаптация как способы решения проблемы.
Ограничения и причины ошибок.
Практикум.
Кейс 1: Выявление причины ухудшения производственных показателей отдела.
Кейс 2: Как выявить причины возникновения производственного брака
Кейс 3: Почему новый продукт продается хуже, чем ожидалось.
Просмотр и анализ видеоматериалов
3. Методика «Принятие решений»
Необходимость сделать выбор
Элементы правильного выбора
-
Формулировка решения
-
Определение критериев для принятия решения. Необходимые и достаточные условия решения
-
Выбор варианта и способа действий
-
Оценка рисков, сопутствующих сделанному выбору. Оценка степени влияния рисков на успешность выполнения принятого решения
Критерии оценки возможных последствий
Управление с помощью пяти вопросов
Работа в группах.
Упражнение: принятие решения в ситуации нехватки времени и информации
Кейс 4: Как выбрать поставщика программного продукта
Кейс 5: Принимать ли предложенный инвестиционный проект
Кейс 6: Как найти способ работать лучше конкурентов
4. «Что день грядущий нам готовит?» Методика «Анализ потенциальных проблем»
Анализ потенциальных проблем: четыре основных действия
-
Определение зон уязвимости
-
Определение возможных проблем в зонах уязвимости
-
Определение наиболее вероятных источников потенциальных проблем
-
Выбор превентивных и экстренных способов действий
Работа в группах.
Кейс 7: Принятие решения о закрытии завода
Учебное упражнение и обсуждение примеров из реальной управленческой практики
5. Методика «Оценка сложной управленческой ситуации»
Оценка ситуации: с чего начать?
Выявление ситуаций, требующих немедленных действий
Разложение комплексных ситуаций на отдельные компоненты, поддающиеся решению
Определение приоритетов
Как справляться с несколькими проблемами одновременно
Практикум.
Кейс 8: Потребитель вашей продукции предъявляет претензии и грозит разорвать контракт. Что делать?
Кейс 9: Как убедить руководство холдинга увеличить финансирование вашего предприятия.
Просмотр и анализ видеоматериалов
6. Человеческий фактор как «головная боль» менеджера
«Люди просто не хотят работать»
Сложность принятия решений относительно персонала
Наиболее часто встречающиеся проблемы управления персоналом
Анализ проблем и принятие решений в сфере управления людьми
Работа в группах.
Кейс 10: Сотрудник не приходит на работу вовремя
Кейс 11: Принятие решения об увольнении
7. Как обеспечить эффективное выполнение принятого решения.
Четыре (PAEI) функции принятия решений
Восемь этапов командного процесса принятия решений.
Факторы, обеспечивающие исполнение принятого решения:
-
Условия, обеспечивающие качество принимаемого решения
-
Источники энергии менеджера: полномочия, власть и влияние
Реализация лидерского потенциала в процессе принятия и внедрения решений: менеджер как инженер, политик и практический психолог
Итоговая дискуссия.
Тренеры
Соловьев Сергей Александрович